Основные эстетические свойства строительных материалов

К эстетическим свойствам строительных материалов относятся форма, цвет, фактура, рисунок и текстура.Форма материала или изделия воспринимается визуально через лицевую поверхность и непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания.

Она может быть квадратной, прямоугольной и др. Цвет— свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отраженных от лицевой поверхности, и является субъективным восприятием. Человек по-разному воспринимает один и тот же цвет при разном освещении.

Характеристиками цвета являются:     цветовая тональность — определяется длиной волны чистого спектрального цвета;     насыщенность — характеризуется степенью разбавления спектрального цвета белым и изменяется от 100% до 0;     светлота – определяется коэффициентом отражения, который для белых поверхностей близок к единице, а для черных — приближается к нулю. Все цвета строительных материалов и изделий можно разделить на две группы: хроматические и ахроматические. Хроматические делятся на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (зеленый, синий, голубой, фиолетовый со всеми оттенками).

Ахроматические цвета — белый, черный и серый со всеми оттенками. Глаз человека способен различать десятки тысяч хроматических цветов и оттенков и до трехсот ахроматических цветов. По яркости различают тона интенсивный и неинтенсивный.

Фактура (от лат. factura — обработка, строение) — это характер поверхности материала, в том числе художественного произведения, или своеобразное строение материала, видимое на его поверхности.

Характеризуется рельефом и блеском. Фактура ощущается зрительно и осязательно, например, кожа человека передается в скульптуре (фреске) более гладкой, чем волосы. Восприятие фактуры зависит от особенностей натуры, от освещения и во многом индивидуально отличается от текстуры той же поверхности.

По степени рельефа материалы могут быть гладкие, шероховатые (высота рельефа до 5 мм) и рельефные (высота рельефа более 5 мм). По степени блеска различают материалы с блестящей и матовой фактурой. В современной отделке зданий предпочтение отдается, как правило, матовым фактурам, так как блестящие могут искажать восприятие интерьера. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе и цвет материала. Фактура более восприимчива на светлой поверхности. Искусство передачи ее в живописи связано с передачей материала, из которого сделан предмет. Для достижения более сложной фактуры произведения используют коллаж, оттиски тканей, листьев деревьев, трав и др. Фактуру поверхности материала можно определить инструментальным или визуальным методами.

Рисунок— материальное изображение на лицевой поверхности изделий каких-либо предметов, явлений, совокупности графических элементов, а также особое строение твердых веществ, обусловленное характером расположения его составных частей. В живописи рисунок — это вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Он может быть также подготовительным этапом при создании фресок, мозаик, витражей.

Рисунок, созданный самой природой, называют текстурой (например, у древесины, природного камня и др.).

Рисунок, текстура,как и другие эстетические характеристики материалов, влияют на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий и сооружений.

Эстетические свойства материалов (архитектурно-художественные) объединяют 2 группы свойств. Первая характеризует эстетичность материалов и изделий. Вторая характеризует эстетичность сочетаний с другими материалами и изделиями и с окружающей средой.Эстетические, или архитектурно-художественные, свойства строительных материалов и изделий определяется такими его параметрами, как форма, цвет, фактура и рисунок (текстура).

Эстетические свойства определяются тремя основными видами характеристик: психологическими, физиологическими и физическими. Последние могут быть количественно выражены по результатам простых измерений геометрических размеров или с помощью специальных приборов (фотометров, спектрофотометров, блескомеров и т. п.).

Объективная составляющая физиологических параметров цвета также поддаётся количественной оценке с помощью методов колориметрии, учитывающих спектральные характеристики зрительного анализатора среднего (нетренированного) наблюдателя.Формаматериалов, лицевая поверхность (или поверхности) которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. Эстетичность формы материала и изделия определяется её геометрией (для объёмных изделий – кубическая, параллелепидная, цилиндрическая, лекальная и т. д.; для плоских – квадратная, прямоугольная, многогранная, лекальная и т.

д.) и пропорциями (соотношениями) основных размеров.В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.Цветматериалов – это зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаз человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света. В общем случае цвет материала обусловлен следующими факторами: его окраской, свойствами поверхности, оптическими свойствами источников света (известно, например, что цвет одних и тех же обоев по разному воспринимается днём и при искусственном освещении вечером) и среды, через которую свет распространяется, индивидуальными особенностями зрительного анализатора и психофизического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах наблюдателя.Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические(белые, черные и серые всех оттенков) и хроматические(красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками). Человеческий глаз способен различать до трёхсот оттенков ахроматических и десятки тысяч хроматических цветов.При качественном описании цвета используют три его основные характеристики – цветовой тон, насыщенность и светлоту:· Цветовая тональностьпоказывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Количественно цветовые тона измеряются длинами волн.· Насыщенность цвета– степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.· Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала, определяемой коэффициентом отражения, который представляет, соответственно, отношение отражённого светового потока к падающему.Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов и образцы материалов – эталонов.Цветовые атласы– альбомы или наборы большого количества ахроматических и хроматических красок, предварительно систематизированных.Картотека цветовых эталонов– комплект карточек различных цветов, каждому из которых присвоен определённый номер.Фактура– видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска.По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5см) фактуры.Различают два вида рельефных фактур: организованную(с повторяющимся равномерным, часто геометрическим рисунком рельефа) и неорганизованную(с неравномерным, хаотическим рисунком). Пример первой – регулярная рифлёная фактура природного камня, второй – фактура бетона с обнажённым заполнителем или каменная фактура скалы.По степени блеска различают блестящиеи матовыефактурыУ природных и большинства искусственных материалов текстура образуется видимыми на их поверхностях различными по форме, размеру, характеру пространственного расположения, цвету отдельными составными элементами: у древесины – годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами; у естественного камня — зёрнами, прожилками, порами; у бетона – цементным камнем, мелким и крупным заполнителем и т. д.Текстура и цвет служат важными диагностическими признаками для распознавания пород минералов и древесины.

Опытные архитекторы, строители и специалисты-материаловеды легко по внешним признакам различают десятки пород древесины и естественных каменных материалов. Текстура древесины, отражающая её анатомическое строение, во многом определяет её художественно-декоративную ценность. Лиственные породы обладают, как правило, более выразительной и богатой текстурой, чем хвойные.

Характер текстуры древесины резко изменяется в зависимости от направления разреза ствола (рис. 1.6): поперечного (торцового) или продольного (радиального и тангентального).Рис 2.Основные разрезы стволаДревесные породы с чётко выраженными, заметными на продольном разрезе широкими сосудами имеют так называемую штриховую текстуру, причём, если эти штрихи собраны в широкие полосы (как, например, у дуба и ясеня), то текстура называется полосоштриховой, а если штрихи расположены беспорядочно (например, у грецкого ореха и эвкалипта), то – рассеянно-штриховой. Породы древесины с чётко различимыми сердцевинными лучами (дуб, бук, платан и др.), которые видны на радиальных разрезах как блестящие зеркальца – прерывистые полоски или пятна, характеризуются зеркальчатой текстурой.

На тангенциальных разрезах этих пород видна чешуйчатая текстура древесины. Породы древесины со слабо различимым анатомическим строением (например, берёза, самшит, груша) называют слаботекстурными. По декоративности зеркальчатая текстура выше чешуйчатой, поэтому для облицовки панелей и мебели строганый радиальный шпон (тонкий срез) предпочтительнее тангенциального.Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и др.

элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой(например, текстура древесины, природного камня). Рисунок на поверхности материала и изделия может быть естественным или искусственным.Выделяют рисунки, вызывающие функциональные аналоги (например, растительный орнамент), геометрические, слабо или явно (ярко) выраженные, крупно – или мелкомасштабные.

Рисунок (текстура), как и другие эстетические характеристики, влияет на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий, сооружений.Цветовые характеристики особенно важны для оценки качества отделочных материалов, применяемых в наружной и во внутренней отделке зданий и сооружений. Поскольку цвет является одним из важнейших факторов производственного и бытового комфорта, при выборе отделочных материалов необходимо учитывать не только их собственные цветовые характеристики, но и определенное психологическое воздействие конкретных сочетаний цвета различных материалов (или покрасок) – цветовых гармоний.Проектируя здание и его отделку, выбирая необходимые отделочные материалы, архитектор должен принимать во внимание (кроме объективных факторов, обусловливающих цветовые ощущения – источники света, среда и т. п.) взаимосвязь цвета и фактуры поверхности, цвета и формы, роль светотени и рефлексов в восприятии цвета.

Так, с помощью цвета можно зрительно «разрушить» стену, исказить объем, изменить пропорции объекта, а цветные рефлексы могут изменять оттенки поверхностей, например, при покрытии пола красным ковром белые стены будут восприниматься бледно-розовыми. В интерьере отделка удалённой торцовой стены материалом насыщенного тёплого цвета способствует уменьшению воспринимаемой длины помещения, а применение холодного ненасыщенного, наоборот, зрительно удлиняет его.Значительные изменения цвета материалов происходят и в естественных условиях эксплуатации. Способность материала в течение длительного времени сохранять в эксплуатационных условиях без изменения свой цвет характеризуется его цветоустойчивостью.

Это свойство искусственных материалов в значительной степени определяется стойкостью применённых пигментов. Изменение цвета окрашенных полимерных материалов наблюдается также по мере их старения.Текстура каменных и древесных материалов усиливается при полировке и прозрачной отделке поверхности мастиками и лаками. Выразительность естественного рисунка камня, стеклокристаллических и некоторых полимерных и других материалов увеличивается направленным освещением поверхности, игрой светопроницаемых, глухих и блестящих включений.

Современная технология производства искусственных, прежде всего полимерных, отделочных материалов позволяет получать почти неограниченное разнообразие рисунков, включая специально созданные декоративные текстуры.Искусственные рисунки различаются по многочисленным признакам: характеру, масштабу, раппорту (повторяющаяся часть рисунка, узора), количеству и характеристике цветов и их сочетаниям и т. д. Рисунок может наноситься и не на поверхность материала, а располагаться под прозрачным верхним слоем (например, на внутренней стороне прозрачной полимерной плёнки в многослойных отделочных материалах и линолеумах).

Рисунок материала может создаваться на его поверхности не цветом, а сочетанием разного рельефа (травлением на стекле, сочетанием петельного и разрезного ворса ковровых материалов), перфораций (на акустических плитах) и другими способами.Оценка эстетических свойств строительных материалов и изделий производится как методами измерения их физических параметров, так и визуальным сопоставлением с утверждёнными эталонами. При визуальном методе оценка цвета, фактуры и рисунка производится в тех же условиях освещения, при которых предполагается эксплуатация материала.Вопросы для самоконтроля1.В чём разница между истинной и средней плотностью материала?2.Что такое морозостойкость? В чём она измеряется?3.Что такое огнестойкость и огнеупорность?4.Что такое прочность материала и чем она характеризуется?5.Приведите примеры упругих, пластичных и хрупких материалов.6.Каковы методы определения твёрдости?.Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 8442; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫПохожие статьи:

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный – текстура)

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов – зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаза человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические (белые, чёрные и серые всех оттенков) и хроматические ( красные, оранжевые, жёлтые, зелёные голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками).

Основные характеристики цвета – цветовая тональность, светлота и насыщенность .

Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала.

Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала.

Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

Фактура – видимое строение поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. При инструментальном методе используют измерительные инструменты: металлические линейки, рулетки, угломеры, толщинометры.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана с расстоянием, с которого она рассматривается. При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчётливо воспринимается на светлой поверхности.

При рельефной бугристой фактуре объём помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствует зрительному сохранению высоты и удлинению помещения.

Рисунок – различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и другие элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой(например, текстура древесины, природного камня).

Важно представлять, что все эстетические характеристики воспринимаются вместе и, например, определённые виды фактуры могут заметно менять цветовые параметры – насыщенность, светлоту.

Лакокрасочные материалы.

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) – это многокомпонентные составы (жидкие, пастообразные или порошкообразные), которые при нанесении тонким слоем на твердую подложку высыхают с образованием лакокрасочного покрытия с заданными свойствами.

Все лакокрасочные материалы являются дисперсными системами.

Дисперсная система – это система, состоящая из двух или более фаз, одна из которых- дисперсная фаза – распределена в другой фазе – дисперсионной среде – в виде мелких твердых частиц, капель или пузырьков.

Дисперсность – степень раздробленности вещества на частицы. Чем меньше частицы, тем выше дисперсность.

К дисперсным системам относятся:

Суспензии – системы, в которых частицы твердой фазы распределены в жидкой среде во взвешенном состоянии. Суспензиями являются готовые краски, эмали, шпатлевки.

Эмульсии – системы, в которых мельчайшие капельки жидкой фазы распределены в жидкой среде. Примером эмульсии может служить молоко.

Латекс синтетический – водная дисперсия синтетических полимеров, выступает в роли связующего (пленкообразующего) вещества при производстве ЛКМ на водной основе.

По составу и назначению ЛКМ подразделяют на лаки, грунтовки, шпатлевки, краски (в том числе эмали).

Лак – раствор пленкообразующих веществ в воде или органических растворителях, может содержать растворимые красители, сиккативы, пластификаторы, отвердители, матирующие вещества и образует после высыхания твердую, прозрачную, однородную пленку, прочно сцепленную с поверхностью. Лаки придают поверхности декоративный вид и создают защитные покрытия.

Грунтовка (грунт) – суспензия пигмента или смеси пигментов и наполнителей в связующем веществе.

Образует после высыхания однородную непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке ( адгезия- прилипание, сцепление). Грунтовки образуют нижние слои покрытий, создавая надежное сцепление верхних слоев покрытия с окрашиваемой поверхностью. Кроме того, они защищают металл от коррозии, выделяют структуру древесины, закрывают поры материала, выравнивают и создают однородную поверхность перед окраской.

Шпатлевка – густая вязкая масса, состоящая из пигментов, наполнителей или их смеси в связующем веществе с введением добавок или без них, для выравнивания шероховатых, пористых и волнистых поверхностей перед их окраской. Содержание наполнителей и пигментов в шпатлевке в несколько раз превышает количество пленкообразующего.

Краски – однородные суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в связующем веществе, образующие после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. Основой воднодисперсионных красок являются синтетические латексы (иногда такие краски называют латексными), водные эмульсии алкидных смол и др. Могут также содержать эмульгаторы, диспергаторы, сиккативы, пеногасители и другие аддитивы (добавки).

Эмаль – суспензия высокодисперсного пигмента или смеси его с наполнителями в связующем, образующая после высыхания однородную непрозрачную твердую окрашенную пленку. В остальном эмаль похожа на краску.

Водоразбавляемые лакокрасочные материалы

Из всего обширного спектра лакокрасочных материалов особую нишу занимают водоразбавляемые ЛКМ.

Водоразбавляемые ЛКМ, в зависимости от состояния полимерного связующего, подразделяются на воднодисперсионные и водорастворимые.

Воднодисперсионные (водоэмульсионные) ЛКМ представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях пленкообразующих веществ типа синтетических полимеров с добавкой эмульгаторов, диспергаторов и других вспомогательных веществ. ЛКМ этого типа присвоен начальный индекс “ВД” при обозначении марок, например: краска ВД-ВА-17 или краска ВД-КЧ-26.

По назначению воднодисперсионные краски подразделяют на краски для наружных работ, краски для внутренних работ и краски целевого назначения. При обозначении марок для каждой из этих групп принята в качестве первой цифры соответственно 1, 2 и 5, например, краска ВД-ВА-17, ВД-КЧ-26, ВД-ВА-524.

Применение водоразбавляемых ЛКМ является одним из наиболее перспективных направлений в производстве лакокрасочных покрытий. Это обуславливается следующими преимуществами этих материалов:

применение в качестве разбавителя воды взамен токсичных и огнеопасных растворителей дает значительную экономию, уменьшает пожароопасность при покраске, улучшает санитарногигиенические условия труда как при производстве, так и при применении ЛКМ;

легкость нанесения (кистью, краскораспылителем, валиком) и быстрое высыхание покрытий;

возможность получения покрытий на влажных поверхностях и при повышенной влажности воздуха;

меньшая трудоемкость отмывки оборудования и инструмента от неотвержденной краски;

высокая адгезия красок к таким пористым поверхностям, как штукатурка, бетон, кирпич и т.п., позволяющая перекрашивать их без специальной подготовки;

низкая стоимость красок.

Вместе с тем водоразбавляемые ЛКМ не лишены недостатков, из которых следует отметить:

слабую стабильность и неморозостойкость значительной части воднодисперсионных красок;

более узкий температурный режим для отверждения;

необходимость специальной подготовки металлической поверхности под окраску;

Из лакокрасочных материалов воднодисперсионного типа наилучшими являются краски на основе акриловых латексов. Они имеют по сравнению с поливинилацетатными, сополимеровинилацетатными и бутадиенстирольными красками существенные преимущества – они образуют покрытия, обладающие повышенной атмосферостойкостью, водостойкостью, высокой стойкостью к старению и действию щелочей. Применяются в строительстве для наружных и внутренних покрытий по пористым материалам (штукатурка и т.

п.) и загрунтованным металлическим поверхностям, устойчивы к замораживанию до – 40°С и оттаиванию. Значительное применение, особенно для внутренних работ, получили ЛКМ на основе сополимеров стирола с бутадиеном. Однако эти краски не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью.

12. Минеральные вяжущие и материалы на их основе. Номенклатура, свойства, примеры применения.

Минеральные вяжущие вещества — это материалы, которые при смешивании с водой образуют пластично-вязкое тесто, способное со временем самопроизвольно затвердевать, переходя в камневидное состояние.

После затвердевания вяжущее вещество скрепляет в одно целое, т. е. как бы связывает между собой, камни либо зерна сыпучих материалов — песка, гравия, щебня.

Различают органические и минеральные (неорганические) вяжущие вещества.

К органическим относятся битум, деготь, полимеры. Эти вещества переходят в рабочее состояние при нагреве либо растворении ворганических растворителях.

Минеральные вяжущие выпускают в виде тонких высокодисперсных порошков (цемента, гипсового вяжущего). Реже применяют вяжущие в виде высоковязких жидкостей (жидкого стекла, фосфатных вяжущих).

Как правило, минеральные вяжущие переводят в рабочее состояние путем смешивания с водой. Этот процесс называют затворением вяжущего. Некоторые вяжущие, например магнезиальный цемент, затворяют водными растворами солей.

К основным видам материалов на основе минеральных вяжущих относят бетон, железобетон, строительные растворы, силикатные, асбестоцементные, гипсовые краски.

Среди пречисленных разновидностей есть материалы специального назначения, в т. ч. теплоизоляционные, кровельные, для гидротехнических сооружений, дорог.

Эксплуатационно-технические свойства большинства рассматриваемых материалов в значительной мере определяются характеристиками, соотношением сырьевых компонентов и формируются на стадиях перемешивания, укладки и твердения.

Большое значение имеет однородность смеси сырьевых компонентов при изготовлении силикатного кирпича, гипсовых, асбестоцеметных строительных материалов, красочных составов.

Применение. Широкое применение искусственных каменных материалов – конструкционных, конструкционно-отделочных, отделочных – обуславливается следующими причинами:

– значительные запасы сравнительно дешевых сырьевых материалов;

– возможность удовлетворения разнообразных требований всех видов строительства: жилищного, общественного, промышленного, специального (мосты, дороги, подземные и подводные сооружения), в т.ч. при создании разнообразных форм, вариантов отделки лицевой поверхности;

-конструкционная совместимость с другими материалами;

-сравнительная простота, низкая энергоемкость, возможность механизации и автоматизации процесса производства;

-сравнительно низкая себестоимость материалов.



Источники:

  • malanisi.ru
  • poznayka.org
  • infopedia.su

Поделиться:
Нет комментариев
Adblock detector