Процесс монтажа железобетонных труб
snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них— Терминология snip id 9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3.
Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииТехнические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них— Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор.
Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документациишаг— 3.5 шаг р: Размер внутренней длины звена цепи. Источник: ГОСТ Р ЕН 818 1 2005: Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность.
Часть 1. Общие требования к … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документациисистема— 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги.
Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииправила— 2.7 правила [нормы] стандартизации : Нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииконтроль— 2.7 контроль (control): Примечание В контексте безопасности информационно телекоммуникационных технологий термин «контроль» может считаться синонимом «защитной меры» (см. 2.24). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииБашенный кран— Самоподъёмные краны на строительстве нового ВТЦ, Нью Йорк Башенный кран (англ.
Tower crane, фр. Grue à tour) поворотный кран стрелового типа со стрелой, закреплённой в верхней части вертикаль … ВикипедияСанитарно-технические работы— работы, связанные с сооружением и монтажом систем отопления, вентиляции, тепло и газоснабжения, горячего водоснабжения, водопровода и канализации зданий. Различают наружные и внутренние С.
т. р. К наружным С.
т. р. относятся… … Большая советская энциклопедия
Монтажные работы
Монтаж железобетонных и бетонных безнапорных трубопроводов
Состав операций и средства контроля
Этапы работКонтролируемые операцииКонтроль (метод, объем)ДокументацияПодготовительные работыПроверить: — наличие документа о качестве на материалы;— проверка отметок, ширины подготовки основания, наличие приямков пол раструбами;— выполнение очистки основания от мусора, грязи.
ВизуальныйИзмерительный, технический осмотрВизуальныйПаспорта (сертификаты), общий журнал работМонтаж трубопроводовКонтролировать: — качество опирания труб на всем своем протяжении на основании;— правильность прокладки трубопровода согласно проекта;— уклоны укладываемых труб;— соблюдение технологии монтажа и выполнения уплотнения стыков. Технический осмотрИзмерительныйТо жеИзмерительный, технический осмотрОбщий журнал работПриемка трубопроводовПроверить: — качество выполненных работ;— испытание трубопроводов;— соответствие засыпки трубопроводов проекту. Измерительный, технический осмотрТо жеТо жеОбщий журнал работ.
Акт испытания трубопроводов. Акт освидетельствования скрытых работКонтрольно-измерительный инструмент: нивелир, уровень строительный, линейка металлическая, плотномер ГРПТ-2, влагомер ПННВ-1.Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — впроцессе выполнения работ. Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), представители технадзора заказчика.
Технические требования
СНиП 3.05.04-85* пп. 3.6, 3.51, 3.45, 3.46, табл. 1
Величину зазора торцами соединяемых труб следует принимать для труб диаметром:
— до 700 мм —8—12 мм;
— свыше 700 мм— 15—18 мм.
Размеры элементов заделки стыкового соединения железобетонных и бетонных безнапорных труб должны соответствовать величинам, приведенным в таблице.
Максимальные отклонения от проектного положения отметок лотков безнапорных труб не должны превышать +5 мм.
Требования к качеству применяемых материалов
ГОСТ 12586.0—83*.
Трубы напорные железобетонные виброгидропрессованные. Отклонения фактических размеров труб типов РТ, РТП, ФТ и ФТП. Технические условия.
Диаметр условногопереходаПредельныеотклоненияотпроектныхразмеров, мм наружныйдиаметр раструбавнутреннийдиаметр раструбаглубинараструба400-600 800-1600±4 ±5±4 ±5*5 ±5
То же, для типов РТБ, РТС, РТПБ, РТПС.
Диаметр условногопереходаПредельныеотклоненияотпроектныхразмеров, ммнаружныйдиаметр раструбавнутреннийдиаметр раструбаглубинараструба400-600 800-1600±2 ±3±2 ±3±3 ±3
Наружная и внутренняя поверхность труб должна удовлетворять требованиям:
— не допускаются трещины на внутренней и наружной поверхности труб;
— раковины, наплывы и сколы бетона на внутренней поверхности глубиной (высотой) не более 3 мм и длиной и шириной не более 20 мм.
Указания по производству работ
СНиП 3.05.04-85* пп. 3.3, 3.4, 3.5, 3.9, 3.12, 3.52, 3.54
Монтаж трубопроводов должен производиться в соответствии с проектом производства работ и технологическими картами после проверки соответствия проекту размеров траншеи, крепления стенок, отметок дна и при надземной прокладке — опорных конструкций. Результаты проверки должны быть отражены в журнале производства работ.
Трубы раструбного типа безнапорных трубопроводов следует, как правило, укладывать вверх по уклону.
Предусмотренную проектом прямолинейность участков безнапорных трубопроводов между смежными колодцами следует контролировать просмотром на свет с помощью зеркала до и после засыпки траншеи. При просмотре трубопровода круглого сечения видимый в зеркале круг должен иметь правильную форму.
Допустимая величина отклонения от формы круга по горизонтали должна составлять не более 1/4 диаметра трубопровода, но не более 50 мм в каждую сторону. Отклонения от правильной формы круга по вертикали не допускаются.
При прокладке трубопроводов на прямолинейном участке трассы соединяемые концы смежных труб должны быть отцентрированы так, чтобы ширина раструбной щели была одинаковой по всей окружности.
Для заделки (уплотнения) стыковых соединений трубопроводов следует применять уплотнительные и «замковые» материалы, а так же герметики согласно проекту.
Стыковые соединения труб, поставляемых без резиновых колец, следует уплотнять пеньковой смоляной или битумизированной прядью с заделкой замка асбестоцементной смесью, а так же полисульфидными (тиоколовыми) герметиками.
Зазоры между упорной поверхностью раструбов и торцами труб в трубопроводах диаметром 1000 мм и более следует изнутри заделывать цементным раствором. Марка цемента определяется проектом.
Соединение железобетонных и бетонных труб с трубопроводной арматурой и металлическими трубами следует осуществлять с помощью стальных вставок или железобетонных фасонных соединительных частей, изготовленных согласно проекту.
Монтаж элементов труб осуществляетсяв соответствии с раскладочными схемамив рабочих чертежах, с учетом геометрическихдопусков в размерах элементов
Монтировать бетонные и железобетонныетрубы необходимо от выходного оголовкак входному оголовку. При портальныхоголовках вначале монтируют портальнуюстенку выходного оголовка, после чегоосуществляют монтаж откосных крыльев.Далее выполняется монтаж звеньев трубы,а затем портальной стенки и откосныхкрыльев входного оголовка. Если проектомпредусмотрен первоочередной монтажоголовков, то монтаж звеньев можновыполнять в любую сторону.
После установки звена в проектноеположение строповочные петли, мешающиеустановке следующего звена и устройствуизоляции, должны быть обрезанызаподлицо с поверхностью бетона.
Не допускается срубать петли зубиломили загибать их во избежание скалываниябетона и затруднений при монтаже, т.к.загнутые петли препятствуют установкезвеньев в проектное положение.
При монтаже цилиндрических звеньев насборные лекальные блоки звеньяустанавливают на деревянных (не удаляемых)клиньях, обеспечивая при этом проектнуювеличину зазора для укладкицементно-песчаного раствора сиспользованием металлических воронокдля заливки швов и металлических шуровок.
Опускать трубы в траншею следуетстреловыми кранами, трубоукладчикамиили козловыми кранами.
Для определения вылета стрелы крана Lпри укладке труб в траншею с откосамирекомендуется пользоваться следующейформулой:
,
гдеа – расстояние в от оси трубы до бровкитраншеи, м (при траншеи с вертикальнымистенками величину а следует брать равнойглубине траншеи плюс половина ширинытраншеи по дну; в – расстояние от бровкитраншеи до выносных опор крана, м (впринимается равным 0,7-1,0 м); в – расстояниеот выносных опор до оси вращения крана,м.
11. Монтаж секций гофрированных металлических труб
Передмонтажом секций гофрированнойметаллической трубы в фундаментнойподушке из зернистых материалов вырезаютспециальное ложе, размеры которогодолжны отвечать требованиям.
Вырезкуложа следует производить автогрейдером,оборудованным профилированным ножом,или начерно экскаватором с последующейотделкой вручную по шаблону. Шаблонможет быть изготовлен из листовой стали,досок или фанеры. Радиус криволинейнойкромки шаблона должен быть равен радиусутрубы по средней линии гофров.
Шаблонследует устанавливать на два деревянныхнаправляющих бруса, уложенных по обестороны продольной оси трубы строго понивелиру с учетом образования строительногоподъема лотка трубы. Перемещая шаблонпо брусьям и вырезая грунт, создаютложе, в которое затем устанавливаютгофрированную трубу. Отклонения профилягрунтового ложа от шаблона не должныпревышать 2-3 см.
Рисунок 7 – Схемаустановки шаблона для вырезки грунтовоголожа в нулевом слое
1 – шаблон; 2 -деревянные брусья; 3 – нулевой слой; 4 -уровень верха подушки (не должен превышатьнижней отметки грунтового ложа)
Послеустановки трубы в проектное положениепроизводят подсыпку грунта в зазорымежду поверхностью нижней части трубыи грунтовым ложем.
Грунт уплотняют,используя ручные деревянные штыковкидиаметром не более 8 см, и дополнительнуюподсыпку грунта в нижние четверти (доохвата трубы грунтом не менее 120°) суплотнением ручными электротрамбовкамии подштыковкой. Электрическими трамбовкамии виброуплотнителями уплотняют грунтна расстоянии 5 см и далее в сторону отгребней гофров. Грунт в гофрах уплотняютштыковками.
Далеенулевой слой непосредственно возлетрубы следует доуплотнить машиной свиброударным рабочим органом за один-двапрохода машины вдоль стенок трубы. Вслучае использования для уплотнениягрунта пневмокатков доуплотнениенулевого слоя возле стенок трубы следуетпроизводить ручными электротрамбовками.
Еслитрубу устанавливают на плоское основание,то после этого следует подсыпать грунтв нижние четверти трубы с уплотнениемручными электротрамбовками и штыковкойдо охвата трубы грунтом не менее чем на120°. Последующее уплотнение грунта возлетрубы производят так же, как приспрофилированном ложе.
Взависимости от местных условий монтироватьтрубу с болтовыми стыками внахлесткуна строительной площадке следует изсекций, предварительно собираемых изотдельных элементов на полигонах, илииз отдельных элементов.
Вовсех случаях, когда возможна доставкасекций труб на объект автотранспортомили тракторами и установка их краном,особенно в районах с расчетной минимальнойтемпературой наружного воздуха нижеминус 40°С, способ монтажа из секцийдолжен быть основным. При этом рекомендуетсяпроизводить монтаж труб «с колес»,устанавливая секции сразу в проектноеположение после подъема с транспортныхсредств.
Длинусекций следует назначать исходя иззаданных проектных длин водопропускныхтруб. В связи с этим на одном сооружениивозможно применение секций различнойдлины.
При назначении длин секций трубнеобходимо учитывать возможностиимеющихся транспортных средств дляперевозки конструкций на строительнуюплощадку. В промежуточных секциях числозвеньев должно быть нечетным. Длинусекций рекомендуется принимать не более10 м.
Сборкутруб следует осуществлять согласномонтажной схеме, имеющейся в проектепроизводства работ. Монтажная схемадолжна предусматривать: порядок установкигофрированных элементов при сборке иобъединении секций, порядок перевозкисекций, порядок установки болтов, схемуспециальных стяжек и подмостей длякрепления труб диаметром более 2 м впоперечном сечении во время сборки.
Примонтаже труб следует использоватькомплект инструментов: торцевые ключи,ломики, крюки с кольцами, электрическиеили пневматические гайковерты, молотки.
Вкомплект поставляемых на строительнуюплощадку болтов должны входить 10монтажных болтов длиной 75 мм того жедиаметра, что и рабочие болты. Эти болтыследует применять для временной стяжкигофрированных листов, и они не должныоставаться в конструкции.
Проектпроизводства работ должен учитыватьособенности установки металлоконструкцийв проектное положение в зависимости отверхнего очертания подушки под трубу.При основании, спланированном безустройства ложа, допускаются монтажтрубы рядом (параллельно проектной осисооружения) и последующая накатка ее впроектное положение. При спрофилированномложе основания трубу следует устанавливатькраном.
Всеэлементы конструкции трубы, материалы,инструменты и оборудование должны бытьзавезены на строительную площадку доначала сборки трубы. При монтаже труб«с колес» доставляются только отдельныеэлементы для объединения секции.
Монтажтруб с монолитными или сборными оголовкамидолжен начинаться со сборки фундаментнойчасти низового оголовка с последующейукладкой металлических конструкцийсооружения (секций, элементов) изавершением устройства оголовков.
Передначалом работ следует проверить наличиемаркировки, отбраковать элементы,выправить погнутые места деревянныммолотком и разложить элементы и ящикис крепежом вдоль оси трубы.
Приотбраковке элементов и крепежа следуетпроверять маркировку элементов,геометрические размеры элементов икрепежа, качество защитного покрытия.
Накаждом гофрированном листе на внутреннейего поверхности у второго ряда отверстийдля продольного стыка напервом выпуклом гофре должны бытьуказаны марки стали, элемента и клеймоОТК завода и заводского инспектораГлавмостроя.
Марка элемента условнообозначает диаметр трубы и толщинулиста. На каждом пакете гофрированныхэлементов должна быть бирка с указаниеммарки элемента, марки стали, толщиныэлемента, диаметра трубы, завода-изготовителяи года выпуска. Геометрические размерыэлементов конструкции и крепежа должныотвечать требованиям проекта и настоящейИнструкции.
Поверхностьцинкового защитного покрытия труб недолжна иметь видимых трещин, забоин,наплывов на стыкуемых поверхностях имест, не покрытых цинком. Использованиеэлементов с указанными дефектами недопускается. Дефекты защитного покрытияустраняются заводом-изготовителем.
Доустановки элементов для обеспечениянеобходимого зазора в болтовых отверстияхследует заранее оплавить в них избытокудержавшейся битумной мастики с помощьюоправок эталонного диаметра, нагретыхдо температуры плюс 130°С.
Соприкасающиесяповерхности элементов и крепежанеобходимо очистить от грязи и постороннихчастиц.
Рекомендуемаяпоследовательность установки элементовпри сборке секций приведена на рисунке8.
Вначаленеобходимо собрать звенья в вертикальномположении (элементы устанавливаютсяна ребро) с постановкой ограниченногочисла болтов (3-4 болта) в серединепродольных стыков. При этом один торецэлемента должен находиться на наружнойповерхности звена, а другой – на внутренней.Во втором ряду продольного стыка недолжно быть отверстий на наружныхгребнях волн (рисунки 9 и 10).
Вправильно собранных звеньях труб всемарки элементов должны быть видны. Затемзвенья необходимо последовательноустанавливать в горизонтальное положениена деревянные брусья, уложенные вдольсекций трубы так, чтобы продольные стыкив них были на одном уровне, а расположениенахлеста элементов в соединяемых звеньяхбыло строго одинаково.
Всекцию звенья объединяются стандартнымиэлементами. При установке этих элементовв местах стыковки трех листов недопускается соприкасание двух листов,входящих в одно звено. Поэтому каждыйсоединительный элемент одним торцомвводят в зазор между элементами ранеесобранных звеньев А и Б.
Рисунок 8 –Последовательность сборки секции трубыиз отдельных звеньев
а- величинасдвижки продольных стыков,
1–9 – порядокустановки элементов при объединениизвеньев АиБ
Рисунок 9 – Схемаразмещения болтов продольного стыка:
1,2-соответственно 1-й и 2-й ряды болтоввнутреннего листа
Рисунок 10 – Схемасоединения двух секций соединительнымиэлементами:
1,2, 3- номераи последовательность установкисоединительных элементов;
А, Б- торцысоединяемых секций;а- величинашага сдвижки продольных стыков
Продольныестыки в звеньях следует располагать сперевязкой – взаимной сдвижкой навеличину а,равную одному – четырем шагам отверстийпоперечных стыков. Величину сдвижкидля каждой отдельной трубы приниматьпостоянной.
Приустановке соединительных элементов(сборке секций и их объединении) болтыв количестве 3-4 шт.
следует наживлятьвначале в средних частях продольных ипоперечных стыков. Остальные устанавливаютсяпосле объединения в секцию необходимогоколичества звеньев. Последними ставятсяболты в местах соединения трех элементов.
Затягиватьболты следует электрическими гайковертамиИЭ-3101 или пневматическими ИП-3103, а такжеторцевыми и накидными гаечными ключами.
Допускаетсяприменение других электрическихгайковертов небольшой массы (2-3 кг),обеспечивающих величину момента затяжки15-20 кгс×м.
Призатяжке болтов необходимо следить заправильностью положения плосковыпуклыхи плосковогнутых шайб.
Присборке секций труб болты в продольныхстыках следует ставить на расстояниине менее 15 см от торцов концевых звеньевсекции. Поставленные в концевых звеньяхболты не должны затягиваться, чемоблегчается постановка стандартныхэлементов с заведением их в зазорыпродольных стыков между элементамиторцевых звеньев.
Передначалом работ следует подготовитьэлементы, предназначенные для соединениясекций, крепеж, а также доставитьнеобходимые инструменты и оборудование.
Монтажтрубы следует осуществлять наспланированном основании либо рядом(вблизи проектной оси трубы). Секцииукладывают на деревянные брусья длябеспрепятственной постановки болтовв нижней части.
Секциив проектное положение, как правило,следует устанавливать краном. Пристроповке секций должны быть принятымеры, исключающие возможность повреждениязащитного покрытия. Стропы размещаютна расстоянии четверти длины секции отих торцов.
Объединениесекции следует производить согласносхеме, приведенной на рисунке 10. Вначалеторцы секций автомобильным краномустанавливают так, чтобы продольныестыки были расположены на одном уровне,затем устанавливают соединительныеэлементы.
Передначалом монтажа трубы должны бытьвыполнены все подготовительные работы.
Еслина месте строительства трубы рядом сподготовленным основанием отсутствуетровная площадка, то для сборки трубыследует подготавливать легкие деревянныеподмости, располагая их вблизи проектнойоси трубы.
Сборкутрубы рекомендуется осуществлять поодной из двух принципиальных схем.
Попервой схеме трубу следует наращиватьстандартными элементами постепенно(цифрами показана последовательностьих установки). Элементы переносят иудерживают в необходимом положенииспециальными крюками. Центрировкуотверстий в элементах для установкиболтов осуществляют оправками, вставляяих в отверстия, расположенные рядом сотверстиями, в которые вставляют болт.При установке элементов в местах нахлестатрех листов не допускается соприкасаниедвух листов, входящих в одно звено.Сборку следует производить с установкойминимального количества болтов: вначалеставят 2-3 болта на средних участкахпродольных и поперечных стыков, послечего производят стяжку в местах соединениятрех элементов длинными монтажнымиболтами, которые затем заменяют обычными.После наживления болтов в звене изэлементов 11и 12продолжают сборку следующего участкатрубы, а в звене из элементов 5и 6производят установку и затяжку всехболтов.
Повторой схеме вначале выкладывают нижниеэлементы на всю длину трубы, объединяяих болтами в средней части.
Затемустанавливают по два других элементазвеньев через одно звено (см. рисунок3.5, цифры в скобках). Далее последовательномонтируют оставшиеся элементы пропущенныхзвеньев, завершая монтаж постановкойи затяжкой всех болтов.
Между звеном, вкотором затягивают все болты, и собираемымзвеном должно быть не менее трех звеньевс наживленными болтами.
Примонтаже труб на строительной площадкемогут быть осуществлены такжепредварительная сборка звеньев ипоследующее их объединение. Для трубдиаметром 2 м и более такая технологиясборки является предпочтительной.
Звеньясобирают на специально подготовленнойплощадке с деревянным настилом внепосредственной близости от сооружаемойтрубы. Собранные звенья устанавливаюткраном на основание, подкладывая подкаждое звено деревянные брусья иориентируя их вдоль трубы (после установкии затяжки всех болтов брусья из-подтрубы удаляют).
Рисунок 11 –Монтажнаясхема трубы (вид с торца):
а- величинасдвижки продольных стыков;
1–12 – порядокустановки элементов при сборке трубы
Присборке труб диаметром более 2 м проектомдолжны быть предусмотрены переносныеподмости для монтажников. Для трубдиаметром 3 м устраивают подмости внутритрубы высотой 1,3 м и размером в плане2×2 м, а также наружные подмости (двакомплекта) высотой 1,5 м и размером вплане 1×2 м; при сборке труб диаметром 2м подмости устраивают высотой 0,5-0,8 м.
Окаймляющиеуголки устанавливают, когда в продольныхстыках торцевых звеньев трубы болты,расположенные на расстоянии 0,3-0,5 м отторцов, не затянуты.
Приемка смонтированнойтрубы должна быть оформлена актом.
Источники:
- dic.academic.ru
- snip1.ru
- studfiles.net