Техническое обслуживание кирпичных дымовых труб

Настоящая инструкция разработана на основании «Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.01 № 56, зарегистрированных  Мин. юстом. России 05.06.02, регистрационный № 3500.
1.1.  Действие настоящей инструкции распространяется на дымовую трубу котельной КС
1.2.  Каждый работник, если он сам не может принять меры к  устранению нарушений  инструкции, обязан  немедленно сообщить  своему непосредственному, а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю о всех замеченных  им нарушениях  инструкции, а  также о  неисправностях оборудования и применяемых при эксплуатации дымовой трубы  машин, механизмов,  инструмента и средств защиты, представляющих опасность для людей или для  нормальной работы оборудования.
2.1. Перед пуском металлической трубы в эксплуатацию в отопительный период необходимо ознакомиться с технической документацией, после чего осмотреть газоотводящий ствол снаружи и изнутри (через люк), убедиться в отсутствии причин, которые могут помешать пуску трубы (наличие в трубе посторонних предметов, не заделанных отверстий и пр.), проверить действие шибера подключенного газохода.
2.2. Пуск дымовой трубы в эксплуатацию может производиться при любом пусковом режиме котла.
2.3. Работа дымовой трубы может происходить при следующих режимах:
    нормальной нагрузке котлов и проектной характеристике дымовых газов;пуске, остановке и работе на пониженных нагрузках котлов и проектной характеристике дымовых газов;понижении температуры дымовых газов ниже значения точки росы.
2.4. При понижении температуры дымовых газов в трубе ниже температуры точки росы, которая определяется путем периодических измерений специальным прибором для конкретных условий эксплуатации для того, чтобы избежать образования конденсата и работы металлических стволов в наиболее неблагоприятном "мокром режиме", необходимо предусмотреть возможность повышения температуры газов следующими мерами:
    – осуществлять присадку горячего воздуха;- поддерживать наиболее полной загрузку работающих котлов (использовать возможно наименьшее их количество).
2.5. В процессе эксплуатации дымовой трубы контролируются следующие параметры:
    температура дымовых газов в стволе;точка росы;скорость дымовых газов в стволе;влажность дымовых газов.
2.6. На металлическую дымовую трубу должен быть оформлен эксплуатационный паспорт, который должен включать сведения, касающиеся конструкции и условий эксплуатации трубы.
3.1. Конструктивное выполнение металлической трубы определяет особенности ее эксплуатации. Основными элементами металлической трубы являются:
    металлический газоотводящий ствол;вантовые оттяжки;узел ввода газоходов;противокоррозионная защита;опорные конструкции и фундамент.
3.2. В металлической трубе особое внимание обращается на состояние:
    металла и сварных соединений газоотводящего ствола;газоплотность фланцевых соединений царг;деталей и узлов крепления вантовых оттяжек;защитного покрытия, наносимого на стенки газоотводящего ствола;теплоизоляции  узла ввода газоходов.
3.3. Не допускается движение грузового и специального автотранспорта под вантовыми оттяжками металлической трубы в местах их опускания и крепления к фундаментным массивам.
3.4. Площадь вокруг фундаментных массивов должна быть свободна от загромождения оборудованием, материалами, посторонними предметами и доступна для осмотра и выполнения ремонтных работ.
3.5. Запрещается затопление металлических элементов анкерных креплений вантовых оттяжек и их нахождение в грунте.
4.1. Металлическая дымовая труба должна находиться под систематическим наблюдением ответственного по надзору за техническим состоянием трубы.
4.2. Ответственный по надзору за техническим состоянием трубы должен быть знаком с конструкцией металлической трубы и условиями ее эксплуатации. Кроме того, в его обязанности входит:
    ведение технического паспорта на трубу;сбор и хранение документации по эксплуатации, ремонту и реконструкции трубы;надзор за состоянием всех строительных конструкций трубы и участие в обследовании ее комиссией;составление графиков планово-предупредительных ремонтов металлической трубы;осуществление контроля за проведением ремонтных работ, приемка трубы после ремонта.
4.3. Основной целью наблюдения за металлической трубой является:
    обнаружение дефектов и повреждений;определение надежности при наличии дефектов и повреждений;разработка рекомендаций для обеспечения безотказной эксплуатации;прогнозирование продолжительности надежной эксплуатации.
4.4. Наблюдение за состоянием металлической трубы включает следующие работы:
    проверку состояния газоотводящего ствола с наружной стороны и со стороны дымовых газов с определением степени коррозионного износа;проверку состояния вантовых оттяжек, их крепления к газоотводящему стволу, фундаментам;геодезические измерения значения отклонения металлической трубы от вертикали;проверку значения сопротивления контура заземления.
4.5. Оценке технического состояния металлической трубы должно предшествовать ознакомление с проектной документацией, результатами ранее выполненных обследований и их анализом.
4.6. Обследование газоотводящего ствола выполняется по всей высоте трубы и включает определение состояния следующих основных элементов:
4.6.1. Металла стенок газоотводящего ствола:
4.6.1.1. Соответствие марки стали ствола устанавливается на основании данных исполнительной документации. В случае обнаружения в стволе трещин следует производить отбор проб для определения соответствия примененной стали проектным требованиям. Характер и глубина трещины определяются с помощью микроскопа МБП 2´4.
4.6.1.2. Основным дефектом металлической трубы является коррозионный износ металла стенок ствола с изменением его толщины по всей высоте, включая оголовок.
4.6.1.3. Контроль коррозионного износа металла стенок ствола, являющийся основной задачей при проверке его состояния, выполняется с помощью приборов ультразвукового контроля.
4.6.1.4. Измерения следует производить по всей высоте ствола при диапазоне температур поверхности металла от 10 до 30°С.
4.6.1.5. Участки измерений толщины стенки в пределах одного и того же горизонтального сечения должны располагаться диаметрально противоположно, их количество должно быть не меньше четырех для выявления наиболее прокоррозировавших участков.
4.6.1.6. Все повторные измерения следует выполнять на тех же участках, на которых были произведены исходные измерения.
4.6.1.7. Изменение толщины стенки ствола и скорость коррозии являются основными показателями, по которым может быть оценено состояние газоотводящего ствола с точки зрения надежности и прогнозирования остаточного ресурса безопасной эксплуатации металлической трубы.
4.6.2. Цанг газоотводящего ствола и их соединений:
4.6.2.1. Производится контроль состояния сварных швов цанг газоотводящего ствола, определяется их целостность и сохранность (отсутствие трещин в швах, разрушение швов от коррозии и другие дефекты).
4.6.2.2. В случае соединения цанг между собой на фланцевых соединениях проверяется их газоплотность, отсутствие выхода конденсата наружу, а также ослабление болтовых соединений.
4.6.3. Вантовых оттяжек металлических труб;
4.6.3.1. При проверке вантовых оттяжек необходимо обращать внимание на равномерное натяжение и целостность всех оттяжек, установленных на различных уровнях.
4.6.3.2. Проверяется наличие деформации отдельных звеньев оттяжек, их целостность, состояние натяжных устройств.
4.6.3.3. При обследовании производится контроль состояния проушин, приваренных к газоотводящему стволу, к которым крепятся вантовые оттяжки, для выявления мест, пораженных коррозией.
4.6.4. Узла ввода газоходов в трубу:
4.6.4.1. При осмотре узла ввода газоходов определяется состояние металла стенок для выявления мест, подверженных коррозии, имеющих щели, трещины и другие неплотности, а также состояние и качество теплоизоляции.
4.6.5. Противокоррозионной защиты:
4.6.5.1. В процессе наружного и внутреннего обследований металлической трубы обращается внимание на сохранность противокоррозионного покрытия металлоконструкций, выявляются очаги коррозии под лакокрасочным покрытием и причины разрушения защитного покрытия, которое необходимо периодически возобновлять.
4.7. Внутренняя поверхность газоотводящего ствола осматривается сверху через оголовок трубы с помощью подъемной оснастки, снизу через люк.
4.8. Внутреннее обследование служит для определения степени коррозионного износа металла изнутри ствола со стороны дымовых газов, выявления состояния сварных швов, недоступных для осмотра снаружи, с определением объема ремонтных работ.
4.9. Внутреннее обследование проводится при полном отключении всех котлов, присоединенных к дымовой трубе, с привлечением специализированной организации, имеющей лицензию на выполнение данного вида работ.
Для проведения обследования трубы назначается комиссия с участием ответственного за эксплуатацию дымовой трубы.
4.10. При обследовании выполняются следующие работы:
4.10.1. Осмотр поверхности ствола с выявлением механических повреждений, сквозных разрушений, определением причин их возникновения, развития, характера и геометрических размеров.
4.10.2. Измерение фактической толщины металла стенок ствола.
4.10.3. Выявление состояния сварных швов, соответствия качества монтажного шва требованиям проекта, наличия трещин в сварных швах.
4.10.4. Определение очагов коррозии металла, качественного и количественного характера процесса коррозии.
4.11. Заземление грозозащиты проверяется измерением электрического сопротивления заземляющего контура, которое должно составлять не более 15 Ом.
4.12. Необходимо осуществлять инструментальные наблюдения за  осадкой фундамента путем нивелирования.
4.13. Необходимо наблюдать за вертикальностью металлической трубы путем выполнения геодезических измерений с помощью теодолита. Допустимое отклонение оси трубы от вертикали не более 0,004 высоты трубы -0,12м.
4.14. Основные дефекты и повреждения, обнаруженные в процессе обследования металлической трубы, а также результаты ремонтных работ наносятся на карту дефектов с указанием размеров. Одновременно в таблице карты дефектов указываются результаты измерений, расчета скорости коррозии и износа металла стенок ствола.
4.15. По результатам обследований оформляются следующие документы:
    акт о проведении обследования;промежуточное заключение по результатам обследования;отчет (заключение) о техническом состоянии металлической дымовой трубы с выводами и рекомендациями (основной документ, отражающий техническое состояние трубы на момент обследования, составляется специализированной организацией).
4.15.1. Результаты обследования оформляются актом, в котором приводятся краткая техническая характеристика и условия эксплуатации металлической трубы, оценивается состояние отдельных конструктивных узлов и элементов трубы — степень коррозии ствола, измерения толщины металла, состояние теплоизоляции, металлоконструкций, вантовых оттяжек.
4.15.2. По результатам измерений подсчитывается потеря сечения ствола, являющаяся разностью фактических толщин стенки на одних и тех же участках измерений в разные периоды.
4.15.3. Потеря сечения и скорость коррозии являются основными показателями, по которым может быть оценено состояние ствола с точки зрения надежности. Кроме того, на основании данных о скорости коррозии прогнозируется выработка ресурса дымовой трубы.
Результаты измерений, расчета скорости коррозии и износа металла стенок царг металлической трубы заносятся в карту дефектов.
5.1.  Обследование металлической дымовой трубы подразделяется на две категории:
5.1.1. Систематический осмотр, осуществляемый в целях составления заключения о состоянии трубы с наружной стороны, главным образом путем визуального осмотра.
5.1.2. Комплексное обследование, выполняемое при отключении всех котлов, присоединенных к дымовой трубе, с привлечением специализированной организации в целях полного обследования трубы, включающего наружное и внутреннее обследование металлической трубы инструментальными и визуальными средствами, осмотр вантовых оттяжек, анкерных креплений, вводов газоходов.
В результате комплексного обследования делается заключение о состоянии трубы, необходимости выполнения ремонтных работ и их объеме, расчет прочности и устойчивости ствола трубы.
5.2. В таблице приводятся характер наблюдений за металлической трубой и периодичность ее осмотров.

              

Вид обследованияПериодичность и время года1.

Систематический осмотр – визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их крепленийДва раза в год2. Комплексное обследование – инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование металлической трубы с привлечением специализированной организацииОдин раз в 10 лет, в период летнего отключения котлов3. Проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люкОдин раз в год в период летнего отключения котлов4.

Наблюдение за осадкой фундамента металлической трубы нивелированиемОдин раз в 5 лет5. Проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита)Один раз в 5 лет (после заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, немедленно)6. Инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура трубыОдин раз в год, весной перед грозовым периодом

6.1. Наблюдение, техническое обслуживание и ремонт металлической дымовой трубы относятся (учитывая ее высотный характер) к работам, связанным с повышенной опасностью, в связи с чем исполнители должны четко выполнять требования правил охраны труда. Работы по обследованию дымовой трубы необходимо выполнять по наряду-допуску.
6.2. При выполнении работ следует руководствоваться требованиями СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве" и "Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей: РД 34.03.201-97" (М.: НЦ ЭНАС, 1997).Кроме того, персонал, эксплуатирующий дымовую трубу и выполняющий ремонтные работы, должен знать и соблюдать требования  инструкций и правил  по охране труда.
6.3. К работе на дымовой трубе могут быть привлечены инженерно-технические работники и рабочие, имеющие допуск к работе на высоте, что подтверждается (после соответствующего инструктажа) записью в удостоверении о проверке знаний.
6.4. При выполнении работ, связанных с осмотром или ремонтом дымовой трубы, следует ограничить и обозначить опасную зону вокруг трубы с помощью щитов с надписью "Опасная зона" и ограждения, устанавливающего границу опасной зоны, внутри которой не допускается нахождение посторонних людей, не связанных с выполнением работ на трубе.

Общеизвестно, что эксплуатационный срок кирпичных дымовых труб достигает 100 лет. Но для этого требуется высококачественное техническое обслуживание. Своевременность проводимых мероприятий по устранению дефектов, в том числе и небольших, помогает существенно продлить сроки эксплуатации объектов до наступления времени капитального ремонта или дорогостоящей реконструкции.

Ремонт дымовых труб с технологической точки зрения можно разделить на:Конструкция и положение дымовой трубы относительно печи.Наружные работы. Особенность выполнения их в том, что средства доставки материалов и подмащивания располагаются снаружи дымового канала. Например, нанесение маркированной окраски, проверка молниезащиты труб.Внутренние.

Выполнение ремонта разделительных стен, связующих узлов, футеровок.Демонтаж дымовых трубК основным видам ремонтных работ относится демонтаж дымовых труби их отдельных участков, находящихся в аварийном состоянии.Также к этому перечню можно отнести еще и разрабатывание проектных документов и внедрение принципиально новых конструкций газоотвода (металлических, полимерных). Для их демонтажа используется порядовая разборка кирпичной кладки.Устройство дымохода.Для оценки масштаба предстоящей работы нужно произвести измерение диаметров верхнего (d1) и нижнего (d2) просветов трубы. Должна быть известна высота трубы (h) и толщина ее кладки у основания и вверху.

Эти составляющие затем используются для высчитывания примерного объема (V) демонтируемых труб по формуле: V = 1/3 * 3,14 * h * ((d1/2)*(d1/2)+(d1/2)*(d2/2)+(d2/2)*(d2/2)). Кроме того, это необходимо для оценки вывоза и утилизации битого кирпича. Для грамотного проведения демонтажа труб нужно разработать детальный план и затем рассмотреть каждый из вариантов сброса мусора.

Помимо этого, требуется расчистка прилегающей территории от передвигаемых конструкций и техники.Метод порядового разбора кирпичей довольно прост, но трудоемок.Их сбрасывают внутрь трубы, а затем внизу через сделанный заранее проем производят выгребание и складирование материала в отведенном для этого месте. В связи с тем что с течением времени кирпичи крошатся, а внутри кладки могут образовываться полости, использовать домкрат или перфоратор для демонтажа даже небольших участков необходимо с осторожностью, так как возможно неконтролируемое падение их осколков. Разбирать кладку следует постепенно сверху вниз, стоя на оборудованных заранее подмостках.

План разбора труб необходимо продумать вплоть до мельчайших деталей. Кроме того, важен учет расположения вокруг них всех построек. Завершив порядовую разборку кирпичных труб, нужно произвести полную уборку строительного мусора.

Разбитый материал следует вывезти для последующей утилизации.Возможно использование нестандартных методов демонтажа в случае наличия множества полостей и трещин в трубе. При этом сносить ее вовнутрь и делать проем у основания нельзя по причине того, что строение может рухнуть. Так как вокруг основания трубы под асфальтом могут располагаться постройки и коммуникации (газоснабжение, водоснабжение), то для избежания их порчи асфальт необходимо посыпать песком.

Для качественного выполнения демонтажа трубы требуется наиболее полная информация об их техническом состоянии и проведение полного визуального осмотра по всей длине.Снижение тяги дымовых трубТрещи­ны и щели в трубе приводят к снижению тяги в печи.Уровень тяги определяется путем введения в дверку печи зажженной спички. При выявлении недостаточности необходимо прогреть дымоход. Если тяга не восстанавливается, то требуется его прочистить.

Наиболее частая причина ремонта кирпичных труб связана со снижением тяги трубы. При этом важны выяснение и знание времени начала плохой работы объекта. Ухудшение тяги труб, функционировавших ранее нормально, чаще всего вызывается засорением их сажей.

Помимо этого, возможен завал выпавшим кирпичом и раствором. Окончательное установление этого осуществляется посредством осмотра и выполнением контрольного спуска в газоход кирпичных дымовых труб гири на канате, которая останавливается в месте завала либо пробивает его своей массой. При безуспешности попыток освободить просвет трубы требуется разобрать стену.Удаление сажи производится метелкой, спускаемой вместе с гирей.

Смолу, накопившуюся в дымоходе кирпичных труб, необходимо выжечь огнем, который разводится в специальном отверстии. В настоящее время для препятствия ее образованию производится «Противопригарная химическая композиция», для которой нормированное расходование состава осуществляется из расчета 200-250 г на 1 тонну топлива.Еще одной из причин снижения тяги может быть уменьшение просвета стояка кирпичных дымовых труб. К местному сужению могут приводить:Неправильно присоединенный к дымоходу стальной патрубок.Выступающий из-под массива кладки кирпич.Образовавшееся между несколькими дымовыми стояками разрушение стенки.В этих случаях необходимо разобрать стенки дымохода, а после устранения сужения просвета стояка кирпичных труб восстановить кладку.Действие внешних факторов окружающей среды, в частности, атмосферных осадков, пагубно воздействует на оголовок кирпичной дымовой трубы.

Поэтому его кладка должна быть выполнена на цементном растворе. Чтобы предотвратить задымление печи от задувания ее сильным ветром, нужно периодически проверять состояние работы дефлектора над оголовком трубы. Если прибор отсутствует, то требуется его установка.

При установлении факта того, что соседние здания мешают работе трубы, наращивание необходимой ее высоты может восстановить уровень тяги.При кладке дымовых труб нужно следить, чтобы количество поперечных сечений каналов было кратно размерам кирпича. Наружные стенки должны быть толщиной не меньше 1/2 кирпича. Необходимо также, чтобы каналы трубы располагались вертикально.

К каждой печи надо присоединять их по отдельности. На размеры канала влияет тепловая характеристика печи. Например, если теплоотдача свыше 3000 вт/час, то используется 1/2*1 кирпич, а при менее 3000 вт/час = 1/2*1/2.

На практике в индивидуальном строительстве постройка дымовых каналов больших размеров не нужна. Для кладки труб, имеющих такие размеры каналов, используется полномерный кирпич. При установке и устройстве вытяжной вентиляции в один стояк соединяют вентиляционный и дымовой каналы.

При кладке дымовых труб в каждый ряд укладывают 5 целых кирпичей и две 3/4. Слегка завышенный расход материалов поддерживает хорошую перевязку швов.Необходимо осуществлять регулярные осмотры дымовых труб и устранять разрушения и недостатки в них, возникающие в дальнейшем после прохождения агрессивных газов и воздействия на материал атмосферных факторов извне. Бесспорно то, что плановые проверки являются важной составляющей технического обслуживания.Поделитесь полезной статьей:Похожие статьи:

Источники:

  • ch4gaz.ru
  • experttrub.ru

Поделиться:
Нет комментариев
    ×
    Рекомендуем посмотреть
    Изоляция дымохода в бане
    Козырек для дымохода своими руками
    Adblock detector